Наверх
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Старая версия сайта: http://old.miigaik.ru
Версия сайта для слабовидящих Англоязычная версия сайта

24—25 мая в Париже прошла юбилейная 10–я конференция министров образования

24—25 мая в Париже прошла юбилейная 10–я конференция министров образования

24—25 мая в Париже прошла юбилейная 10–я конференция министров образования стран–участниц Болонского процесса, объединившая представителей 70 стран мира. Российскую делегацию возглавлял статс–секретарь–заместитель Министра образования и науки РФ Зенькович П.С. Ректор МИИГАиК Камынина Н.Р., являясь официальным уполномоченным представителем Российской Федерации в Болонской Ассамблее, также вошла в число ключевых участников делегации.

Встрече министров предшествовало заседание Болонской группы (BFUG), где обсуждались вопросы повестки дня конференции, проблематика структуры квалификаций и другие вопросы Европейского пространства высшего образования.

По итогам конференции министры одобрили принятие Парижского коммюнике, в котором обозначены достижения стран в создании ЕПВО и обозначены направления деятельности по имплементации ранее принятых решений. В частности, подчеркивается необходимость продолжения работы на национальном уровне по реализации Стандартов и рекомендаций по обеспечению качества. В сфере повышения академической мобильности и взаимного признания результатов обучения требуется полная имплементация Европейской системы переноса и накопления зачетных единиц (ЕСTS). Министры также одобрили принятие обновленного Приложения к Диплому (Diploma Supplement) и отметили возрастающую роль Образовательных программ короткого цикла.

Болонской группе совместно с Группой по координации осуществления Болонского процесса поручено внедрять, координировать и контролировать работу тематических групп экспертов на период 2018—2020, которые будут сосредоточены на трех ключевых областях:

  • трехступенчатая система обучения, совместимая с общей структурой квалификаций ЕПВО, где первая и вторая ступень оцениваются по системе переноса и накопления зачетных единиц (ЕСTS);
  • соответствие положениям Лиссабонской конвенции о признании квалификаций;
  • обеспечение качества в соответствии со Стандартами и рекомендациями по обеспечению качества.

В итоговом документе также было отмечено положительное влияние программы Erasmus+, которая способствует расширению сотрудничества и развитию академической мобильности, подчеркивается возрастающая роль и значительный потенциал цифровых технологий в процессах становления новых форм обучения и преподавания.

В рамках 5–го Форума по Болонской политике участниками было принято заявление о важности доступа к высшему образованию в условиях формирования новых вызовов в стремительно меняющемся мире, о необходимости укрепления как регионального, так и глобального взаимодействия в вопросах высшего образования

Следующая министерская конференция и Болонский форум пройдут в 2020 году в Италии, которая в последующие два года будет возглавлять работу Секретариата ЕПВО.

________

Болонский процесс — это процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования.

Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. В качестве основной цели Болонский процесс должен был обеспечить сближение, гармонизацию и последовательность систем высшего образования в Европе.

Созданное в 2010 году Европейское пространство высшего образования (ЕПВО) (Будапештско-Венская декларация о создании Европейского пространства высшего образования. Будапешт-Вена, 11-12 марта 2010 г.) ознаменовало достижение целей, установленных в Болонской декларации касательно общей Европейской рамки для высшего образования. Однако, существование Европейского пространства высшего образования само по себе не означает достижения всех целей, установленных министрами, участвующими в Болонском процессе. Болонский процесс и Европейское пространство высшего образования вступили в новую фазу - консолидации и слияния в единое пространство, это особенно важно в свете разных реакций на внедрение Болонского процесса в Европе.

По состоянию на 2018 г. к реализации Болонского процесса и Европейскому пространству высшего образования официально присоединились 48 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954), включая Российскую Федерацию, а также организации, являющиеся консультативными членами.

Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на Берлинской встрече министров образования европейских стран. Выполнение Российской Федерацией данных международных обязательств осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 15.07.1995 № 101–ФЗ (ред. от 12.03.2014)

«О международных договорах Российской Федерации». Болонский процесс координируется министрами образования, при этом непосредственными участниками деятельности должны быть, прежде всего, сами университеты. Их инициативы, плодотворная работа и взаимодействие между собой призваны обеспечить сближение, гармонизацию и последовательность систем высшего образования в Европе. Цели и перспективы государства при этом могут и должны определяться на основе системы составляющих данного процесса, с учетом взятых Российской Федерацией на себя обязательств. С учетом этого, все государства в структурах ЕПВО представлены делегациями, включающими как представителей академического сообщества, так и официальных представителей профильных подразделений министерств, отвечающих за государственную политику в сфере высшего образования.

Конференция министров является наиболее важным организационным мероприятием с точки зрения принятия стратегических решений в рамках Болонского процесса и проходила раз в два года с момента подписания Болонской декларации.

Болонская группа (Bologna Follow–Up Group, BFUG) является исполнительной структурой, обеспечивающей поддержку Болонского процесса и функционирующей в период между конференциями министров образования стран — участниц Европейского пространства высшего образования, проходящих один раз в два года. Заседания Болонской группы играют важнейшую роль в наблюдении за ходом реализации обязательств, принимаемых министрами образования на конференциях и направленных на поддержание процесса развития высшего образования.